TG Telegram Group Link
Channel: the rest is xz
Back to Bottom
Ставь лайк, если что-то случилось. Репост, если не всё так однозначно.
В западной деколониальной теории есть понятие комплекса «движений к невиновности» — это когда потомки колонизаторов, сталкиваясь лицом к лицу со стыдом и кризисом собственной идентичности, пытаются примириться с тем, с чем примириться нельзя, доставая из кармана всяческие оправдания. Один из методов этого комплекса называется «переселенческий нативизм» — человек внезапно «вспоминает», что у неё или него есть условные 1/64 крови коренных народов, например, Нэнси Рейган, которая вдруг заявила, что является наследницей Покахонтас.

В случаях с коренными американцами проявления переселенческого нативизма оцениваются однозначно негативно — вместо того, чтобы взять на себя ответственность, проявить агентность, что-то изменить, человек фиктивно переходит на сторону жертвы и, занимая пассивную позицию, эту ответственность с себя снимает. Что-то похожее мы наблюдаем сейчас, когда русские находят украинцев среди своих прабабушек и прадедушек (моя украинская знакомая назвала это «стиль овсянка»). Возможно, в будущем нас и вовсе ждет волна репатриации — как минимум среди тех, кто, например, родился в Украине, но затем получил российский паспорт (этому, кстати, будут способствовать чисто экономические и социальные факторы).

Есть и другой «нативизационный» тренд, развивающийся параллельным курсом — россияне начали искать свои корни среди нерусских народов, и здесь позволю предположить, что этот тренд является скорее положительным.

Почему положительным?

В первую очередь это репрезентация национальных меньшинств, включая те, про которые 99% русских никогда даже не слышали. Во-вторых — важнейший политический, деколониальный импульс, подсвечивающий роль российской империи как «тюрьмы народов».

Впрочем, есть свои нюансы. Если вы принадлежите, например, к азиатским или кавказским народностям, то даже 50% нерусской крови сильно отразятся на вашей внешности. Условно «документально» это может быть сложнее, тут надо смотреть на традиции наследия (калмыки наследуют по матери, татары — по отцу итд), но именно «на глаз» все сразу становится понятно. Но вот в случаях, например, с финно-угорскими этносами (мокша, эзря, удмурты) все очень непросто, т.к. чисто визуально отличить мокшан от русских практически невозможно — есть даже популярная историческая спекуляция, согласно которой русские это и есть мокшане (к этой теории есть множество вопросов).

На этом общем месте уже возникла новая, чудесная тенденция — давайте назовем ее «национальным каминг-аутом»:

Нерусские перестают стесняться своего происхождения, национальности, вспоминают случаи бытового и институционального расизма. Все это уже сейчас принимает очертания большого движения, или, как минимум, публичной дискуссии, необходимой для осмысления «неудобного прошлого» российской империи, без которого, как, надеюсь, мы все сегодня понимаем, не будет никакой «прекрасной России будущего».

Дальше опубликую пару фотографий с примерами — от башкирки и удмуртки. Если попадались на глаза похожие посты, пожалуйста, присылайте в лс инстаграма.
Клара: «Мне стыдно признаться, что всю жизнь я стеснялась своей национальности».

Полина (Паладдя): «Я хотела бы лучше узнать себя, узнав историю этого места».
Стоит добавить, что всё вышесказанное имеет значение только для внутренней борьбы — прежде всего для того, чтобы подсвечивать проблемные места разных проектов России (от текущего до «прекрасного») и ставить ребром уже несколько риторический вопрос о том, какой именно стране требуется «денацификация». В остальных случаях это будет примерка того же самого белого пальто, просто чуть более изящного фасона.
​​В мой самый первый приезд в Краснодар любимая «Типография» встретила вот такой цитатой на стене библиотеки. Тогда показалось, что это лучшая метафора для того, как существуют в России по-настоящему независимые, живые и смелые культурные институции — если у вас нет огромных бюджетов и крыши в виде государства или какого-нибудь олигарха, то остается только «существовать в возможности», прорастать энтузиазмом и дружбой через холодный бетон.

Сегодня так называемое министерство юстиции внесло «Типографию» в реестр НКО — «иностранных агентов». Решение это абсолютно дикое и, конечно, к юстиции никакого отношения не имеющее (например, ребята узнали об этом из новостей, вообще без каких-либо официальных уведомлений). Конечно, это ещё и прецедент, который по уже очевидной схеме должен запугать и заставить замолчать всех остальных — впервые в реестр попадает центр современного искусства.

Причиной скорее всего стал вот этот пост, в комментариях к которому уже разворачивается полноценный зет-парад. Пока ребята решают, как им теперь с этим жить, предлагаю по возможности поддержать их добрым комментарием или сообщением.

От меня, конечно, максимальная любовь ❤️
​​Отдельно хочу написать о том, какие у «Типографии» замечательные проекты, и почему это важно.

Вот этот, например, буквально является учебным пособием для тех, кто почему-то до сих пор считает, что «искусство вне политики». Работы о теле и его отчуждении, гендере и компульсивном потреблении при капитализме, механизмах и потере контроля, там же «симулятор» деятельности активистов в условиях информационной автократии и пронзительный проект о депортации крымских татар. И ещё один, что на фотографии в посте — видео и баннер, который пришлось везти из Германии на всякий случай в обход границы Беларуси, повседневная мантра от беларуской художницы и активистки Марины Напрушкиной о том, что нельзя отступать и нельзя бояться:

ВАШ СТРАХ — НАШ КАПИТАЛ,
ВАША НЕНАВИСТЬ — НАШ МАНДАТ

Участницы и участники «Типографии» своим примером демонстрируют нам что это такое — «делать искусство политически», и каким оно должно быть, чтобы действительно влиять на людей. Не псевдоинтеллектуальной абстракцией, прикрывающейся квазифилософскими концептами вроде «объектности», а исследованием (и расследованием), нарративом, аффектом, огромным резонатором — тем, что способно рушить иерархии и объединять, рассказывать истории о несправедливости, насилии и угнетении, побуждать нас фантазировать и мечтать о том, что лучшее будущее всё ещё возможно.

🤍
Forwarded from proc artist in aсtion
Напоминаю, что у нас с вами есть супер-проект Resque Forum, а там есть карта — и смотрите, в Германии там потрясающе мало контактов
​​О стратегии позитивной повестки.

В качестве ответа на нормализацию войны (участившиеся сторьки с вечеринок, прогулок по кавказским горам и пр.) предложу не раздражаться, а начать мыслить стратегически и попробовать нормализовать активизм — не просто больше и чаще писать о том, как это важно, но и подумать, каким способом можно транслировать все положительные эмоции, которые эта деятельность приносит.

Это могут быть скриншоты донатов, отзывы или фотографии людей, которым получилось помочь, личные эмоции. К посту прикреплен скриншот карточек с классным примером, который можно использовать не только для нормализации, но и рационализации активизма — тоже интересный вектор.

Зачем это нужно? Ответ достаточно простой: невозможно постоянно жить в режиме «осажденной крепости». Чтобы не выгорать самим и не позволять выгорать другим, можно попробовать подсветить положительные стороны, не сваливаться в тотальный мрак. Продолжение вектора — разные способы отдыха и работы с удовольствием, но на эту тему нужно еще подумать.

Также напомню, что одна из главный целей прорыва т.н. «информационной блокады» — постараться увести людей от чувства вины (разрушительного) к чувству ответственности, которое побуждает к действию.

Язык играет в этом действии ключевую роль.

Излишняя трагедизация и драматизация, посыпание пеплом своей и чужой головы, классическое «белое пальто» (я страдаю, а значит вы все тоже должны страдать), пустые призывы к совести — все это вредит активизму, отторгает людей от сопротивления и, в конечном счете, помогает путинской пропаганде, испокон веков выставляющих неравнодушных людей в лучшем случае юродивыми.
​​Некоторые уважаемые мной активистки считают, что в манипуляции чувством вины нет ничего пагубного. Не буду с этим спорить, лучше предложу свою оптику, в которой манипуляция виной, безусловно, дает результат — но это результат нестабильный и кратковременный, выдергивающий человека с «орбиты» комфорта. И по законам психологической «гравитации» человек все равно будет стремиться туда, где ему хорошо и удобно — но уже со знанием того, что на сторону активизма лучше не ходить, потому что там бьют по голове и кусают.

Следуя этой логике, на прикрепленном скриншоте — пример того, как на мой взгляд делать не надо.

Какие могут быть альтернативы? Я предложу перепридумать само понятия «комфорта» — скажем, комфорта соответствия человека собственным идеалам (старый как мир механизм поиска социального одобрения) или комфорта, связанного с ощущением контроля над своим будущим и т.д.

Через такую оптику как будто проще заниматься этой самой нормализацией активизма — формировать правильный (а главное, правдивый) образ всех замечательных людей, которые в эти процессы вовлечены, чтобы превратить всё это в обычную повседневную практику, вроде прогулки или похода в магазин.
Конец времени вертолетов.
На фото — склад, который еще недавно был главным выставочным пространством краснодарской «Типографии». В связи с последними новостями ребята приняли (логичное) решение закрыть центр, и теперь им нужна материальная помощь — на переезд, аренду склада для искусства и аппаратуры, юридическую поддержку и многое другое.

Если у вас есть возможность помочь рублем — пишите в @trixzfeed_bot за реквизитами. И, цитируя ребят, не забывайте, что «сделать свою типографию вместе с друзьями может каждый».
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Акция Татьяны Сухаревой как иллюстрация (политической) агентности голоса: «У меня отобрали голос, но я должна кричать — нет войне!»
Интересно, как рассмотрение разных вещей через призму своей дисциплины может оставлять за рамками важный контекст. Спасибо Маше Сарычевой из «Лиги нежных», специалистке по доступности, за развернутый комментарий по поводу перформанса постом выше — о том, что, обращая внимание только на аспекты звукового и звучащего, можно потерять чуткость и не обратить внимание на то, что в данном случае гораздо больше подходит под определение «политической агентности»:

«Апроприация русского жестового языка как метафора отсутствия голоса и агентности звука — это плохая идея по нескольким причинам. Инвалидность — это не метафора, русский жестовый язык — это не метафора, а официально признанный язык российской федерации с 2012 года. Отсутствие звука не означает отсутствие голоса, глухие — не немые (именно поэтому термин «глухонемой» является оскорбительным). Голосовые связки никак не связаны с нарушением слуха, у каждого глухого есть голос, просто по большей части глухие не стремятся его использовать (это создает иерархию внутри сообщества + это связано с орализмом всей культуры + это связано с насильственными методами обучения).

Это работа в этом смысле ни чем не лучше фильма «Страна глухих», она всегда будет притягательна для слышащих и будет циркулировать в культуре слышащих людей, которые склонны романтизировать жестовые языки, не учитывая интонацию, мимику, диалект, контекст жеста и в итоге, и в очередной раз кидающая тень на ржя, за который сейчас (и всегда) у глухих шла политическая борьба. Вместо этого мы можем сосредоточиться на изучении русского жестового языка, чтобы сократить дистанцию между глухими и слышащими художниками, заниматься адаптацией наших сложных зубодробительных текстов, делать субтитры в наши видео и другими способами снимать информационные и социальные барьеры, с которыми сталкиваются глухие и слабослышащие люди.

Война отметает наше прошлое, но из прошлого мы можем взять методы для строительства нового будущего, ещё прежде не виданного: инклюзивного и деколониального».
Forwarded from Ored Recordings (Bulat)
Jrpjej - After The War Comes Funeral: Circassian Songs of Resistance and Sorrow 1763​-​1864

21 мая - День памяти черкесского народа.

В 1864 году в этот день (по старому календарю) завершилась Кавказская война. Российская империя провела молебен и отпраздновала победу. Для черкесов эта война закончилась трагедией: потеря независимости, уничтожение значительной части населения, выселение в Османскую империю, Сирию и другие страны, слом общественного строя и колоссальная травма.

В черкесском сознании 21 мая и Русско-Кавказская война - не далекая печальная дата, не страница из учебника, а событие, которое до сих пор определяет сегодняшнюю реальность. То что официальная российская историческая наука трактует как военно-политический конфликт или даже усмирение неспокойного региона, черкесы воспринимает как геноцид.

События 1864 года и последующая колонизация бывшей Черкесии и Северного Кавказа до сих пор остаются острой проблемой, которую официальные власти и центр игнорируют.

Можно перечитать тексты к нашим релизам к 21 мая или посты в соцсетях лейбла: все они актуальны их можно дублировать снова и снова. Никаких сдвигов или новых трендов в российском обществе и официальном курсе нет.

Есть только настораживающие знаки того, как окно для дискурса становится все уже. В 2020 и 2021 годах в Нальчике традиционное траурное шествие было отменено из-за эпидемиологической ситуации. Черкесская общественность с пониманием отнеслась к новым реалиям и никакого негодования отмена процессий не вызвала.

В 2022 году шествие сново было отменено по странным причинам. Власти Кабардино-Балкарии никак не прояснили причину запрета на шествие по Нальчику, а Международная Черкесская Ассоциация сослалась на непростое время и «ситуацию со спецоперацией в Украине».

Абсурдность заявления вызвала негодование в черкесской среде. Возмущенными остались и мы. Изначально мы не собирались выпускать никакого альбома, а просто написать пост о скорби и памяти.

Но 17 мая мы узнали о том, что главное черкесское символическое событие нашего родного города отменено. Да, будет минута молчания и другие траурные мероприятия, но не будет главного объединяющего шествия, в котором черкесы разных взглядов, конфессий, и политической ориентации встают плечом к плечу, чтобы сделать мирное демократическое высказывание.

Поэтому мы решили записать и издать небольшой альбом с песнями Русско-Кавказской войны.

Это наш традиционный инструмент коммеморации прошлого, призыв к работе с наследием и отстаивание своей субъективности. Мы считаем, что проблемы нужно проговаривать и находить решение вместе, а не откладывать их до лучших времен. Иначе эти лучшие времена никогда не наступят.

Песни на этом альбоме - военные баллады и плачи тех, кто боролся за свою независимость. Для нас это так же антивоенное высказывание, так как вся эта музыка направлена против репрессий и агрессии.
Черкесы, как народ, пострадавший от империализма должны понять, что колониальная оптика и репрессивные методы недопустимы в отношении любых других народов - малых или больших. У каждой группы или сообщества есть право определять свое будущее.
Катя молодец, особенно стейтмент:

«Во время акции мне повстречались люди, которые благодарили меня и поддерживали и которые кричали на меня и хотели прогнать. Их было примерно поровну, несмотря на то, что антивоенную позицию высказывать гораздо страшнее. Нас много. Не сдавайтесь»
HTML Embed Code:
2024/06/03 14:46:58
Back to Top