Власть и безопасность
Человек не только социальное создание, но также живет внутри иерархии. Возможно, она не такая жесткая, как у некоторых других видов, но она существует и оказывает значительное влияние на наши отношения с другими (или их отсутствие). Почему так страшно от кого-то зависеть? Почему мы скорее разобьемся в лепешку, чем попросим о помощи? Нервная система не делает ничего просто так. Наиболее сильные и жесткие реакции продиктованы нашим предыдущим опытом. Мы приходим в этот мир расположенные к взаимодействию, нам не надо ему учиться, любой младенец знает, что криком призовет помощь, — проблема начинается там, где мы выбираем не кричать. Если мы испытываем тревогу и недоверие в близких отношениях, это говорит о том, что прежде кто-то нарушил наше чувство безопасности (и этот кто-то превосходил нас по силе). Когда мы испытываем разрыв значимых отношений, образуется недоверие (то есть невыносимость самой мысли о том, чтобы пережить подобное снова), и мы вовлекаемся в бесконечную гонку за власть, убедив себя, что только контроль и превосходство способны вернуть нам ощущение безопасности.
В нашем сознании власть начинает сплетаться с безопасностью, а отсутствие власти — с отсутствием безопасности (вероятно, бывает и наоборот, но в данном случае это не важно, потому что на результат не влияет). Мы проигрываем привычные сценарии в любых отношениях иерархии, в которых оказываемся: ненавидим того, кто выше нас, или считаем, что мы по определению лучше, чем они, действуем из страха и пытаемся взобраться повыше, чтобы страх испытывали перед нами (то есть попадаем прямиком в «бей/беги»), или же моментально опускаем руки, подчиняемся и лишаем себя инициативы (то есть уходим в коллапс). Негативный опыт порой заставляет нас считывать сигналы опасности там, где их нет (скажем, у нас адекватный и ответственный начальник, но раньше такого с нами не случалось, и поэтому ситуация кажется предельно странной, мы постоянно ждем подвоха), и находить сигналы безопасности там, где безопасностью и не пахнет (почему девушки любят «плохих парней»).
Мы можем начать думать, что единственный выход из ощущения уязвимости внутри любой иерархии — это полное ее отсутствие. Можем пытаться строить «горизонтальный сейфспейс» Это обычно только отдаляет решение проблемы. Мы почти неизбежно сталкиваемся с проблемой, что «все люди равны, но некоторые равнее», и продолжаем делать вид, что слона в комнате не существует. Если смотреть на это из телесной перспективы, то многое встает на свои места:
Все люди равны в своем праве на достоинство, принадлежность и безопасность.
Мы все имеем право на свободу внутри своего тела, на то, чтобы действовать с опорой на свои глубинные ценности, и на то, чтобы чувствовать себя в безопасности. Если кто-то пытается реализовывать ценности, которые причиняют вред другим, то уравнение не сходится. Но я верю, что при должном навыке устойчивости и регуляции, а также при наличии опыта, когда можно позволить себе одновременно быть собой и быть в контакте с другими, большинству людей будет достаточно места, чтобы развернуться в нашем большом мире.
>>Click here to continue<<