Случайность, которая спасла миллионы…
И обрекла на бессонные ночи миллионы студентов-медиков, каждый год пытающихся запомнить все классы антибиотиков.
С чего всё началось?
Еще до открытия самих бактерий, более 2 000 лет назад, плесневелый хлеб использовали для лечения ран в Китае, Греции и Египте. Он упоминается даже в разделе фармакологии папируса Эберса — самого древнего из сохранившихся медицинских «учебников».
Антибиотики нашей эры.
На самом деле, первым антибиотиком была микофеноловая кислота, которая сейчас сменила специализацию с инфекционных болезней на ревматологию. В 1893 году из Penicillium glaucum её выделил Бартоломео Гозио.
Сегодня же пропустить его было бы почти невозможно. Ведь преподаватели «Высшей Школы Терапии» держат руку на пульсе и следят за всеми обновлениями в мире инфекционных болезней и терапии в целом.
А вот в начале XX века Пауль Эрлих стал общепризнанным пионером в поисках «волшебной пули» — вещества, которое селективно убивало бы микроорганизм, при этом никак не влияя на его хозяина.
С 1906 года Эрлих и его команда синтезировали соединения на основе мышьяка. И вот, испытав сотни кандидатов, они представили миру образец
Незапланированная революция.
😬 Серия случайных событий почти невероятной степени невероятности.
Именно так описывают открытие пенициллина — одно случайное событие в лондонской лаборатории, полностью изменившее вектор развития медицины.
Его главным героем стал Александр Флеминг — микробиолог, известный своим хроническим беспорядком в лаборатории. Вернувшись из отпуска, он обнаружил, что рост колонии Staphylococcus aureus, забытой на столе, был подавлен незваным грибком. 🧫
Эта находка уже встречалась другим ученым — но в отличие от них, Флеминг не выбросил зараженную чашку Петри. Вместо этого, он определил принадлежность плесени к роду Penicillium и установил, что она подавляет рост не только стафилококков, но и других грамположительных бактерий.
Однако в течение ещё 10 лет никакого прогресса в выделении пенициллина как препарата достичь не удалось. А штамм, который в итоге был использован в массовом производстве, был найден так же случайно — на заплесневелой дыне на рынке. Он продуцировал в 6 раз больше пенициллина, чем штамм Флеминга.
Да, думаем теперь в спорах «арбуз или дыня?» врачи всегда будут на стороне последней. Ставь реакцию, если это действительно так! 🍈