Среди известных нам учеников были, например, дети Николая Аполлоновича Майкова, живописца и академика, которым Гончаров, тогда переехавший в Петербург из родного Симбирска, преподавал латинский язык и словесность.
А в 1857 и 1858 годах, уже достигнув значительного продвижения по служебной лестнице и будучи вполне обеспеченным человеком, Гончаров давал уроки русской словесности наследнику царского престола Николаю Александровичу (1843–1865) – сыну императора Александра II и императрицы Марии Александровны.
Это произошло так.
В 1857 году, когда при дворе возникли трудности с педагогическим составом (в частности, это было связано с недовольством императора прежними преподавателями и болезнью педагога словесности), начался поиск временной замены. Гончаров был предложен в качестве кандидата благодаря хорошим отзывам бывших учеников, в частности, сыновей художника Н.А. Майкова.
Наталья Петровна Грот, жена учителя великих князей Я. К. Грота, в своем дневнике пишет об этом так:
«Майков рекомендовал своего бывшего преподавателя Гончарова — человека, который, по его мнению, был энтузиаст своего дела и внушил ему большую любовь к литературе. Тут было прочитано письмо Гончарова, с которым Майков уже объяснялся, и первый с скромностью и нерешительностью боялся взять за дело».
Сам Гончаров, несмотря на его литературную известность, с большой осторожностью и неуверенностью отнёсся к предложению, осознавая всю ответственность этой роли и свои ограничения.
До нас дошло мало информации о методике преподавания Гончарова, но, судя по всему, он практиковал метод комментированного чтения, когда литературные произведения изучаются в процессе ответов на вопросы учителя по тексту и живого обсуждения. Об этом мы можем судить, в частности, по дневнику Н. Я. Грот, в котором она упоминает, что помощник учителя цесаревича А. Ф. Гримм «разделяет мнение мужа, что наследнику надо проходить русскую литературу практически, в чтениях и наглядном знакомстве с писателями, начиная от Ломоносова».
Это возымело свой эффект: цесаревичу Николаю Александровичу занятия Гончарова полюбились до такой степени, что вместо положенных двух уроков в неделю он стал брать три урока.
Однако Гончаров оказался прав в своих опасениях по поводу теоретических знаний, необходимых для преподавания, поэтому спустя время отказался от уроков русского языка, предложив сохранить только уроки литературы. Это не устроило наставников цесаревича (тем более, что между ними не было понимания и согласия), к тому же назначение человека без специального образования также подвергалось критике. В итоге, занятия Гончарова с цесаревичем Николаем Александровичем были прекращены.
Иллюстрация: Портрет И. А. Гончарова работы И. Н. Крамского
#былое