Самый древний насморк (и герпес, и бородавки на гениталиях)
Мы поставили еще один жестокий “эксперимент” с участием неандертальцев: заразили их тремя своими вирусами. Возможно, это их и добило окончательно. Вопрос в том, сможем ли мы извлечь из этого эксперимента пользу.
Это новое открытие, которое сделала группа ученых из Бразилии. Они НЕ поехали в Новосибирск, где хранится грудной позвонок и зуб неизвестного неандертальца, который умер 50000 лет назад в пещере Чагырская на Алтае.
Вместо этого, они скачали из облака данные обо всех фрагментах кода ДНК, которые когда-то извлекли из этих костей другие ученые. Всё, что они сделали — применили новый, более тонкий вид анализа. Они смогли впервые найти среди генов неандертальца кое-что неуловимое ранее: ДНК вирусов, которые его убили. Оказалось, что это вирусы сапиенса: аденовирус, вызывающий обычную простуду, вирус герпеса (тоже “простуда” - только на губе, а еще внезапные тяжелые случаи течения), вирус папилломы человека (ВПЧ, который вызывает бородавки на гениталиях и рак шейки матки).
ДНК бактерий раньше уже смывали с зубов неандертальца. Тогда же анализ показал, что это микроб сапиенса — и возможно он передался при поцелуях. Но бактерии гораздо крупнее, их геномы гораздо больше — а значит их проще прочитать даже в таких древних костях. Геномы вирусов маленькие и менее стабильные, они распадаются на более маленькие фрагменты, и до сегодня их не находили в такой древности.
Что за историю рассказывают нам эти новые находки? Я подозреваю, что тут две истории, одна интересная, и одна важная.
Интересная история вот какая: 70000 лет назад сапиенсы довольно плотно сидели в Восточной Африке, а неандертельцы занимали территорию от Сибири до Испании — а 50000 лет назад всё поменялось, сапиенсы вышли из Африки и неандертальцы быстро вымерли. Раньше считалось, что дело в том что мы — венец природы, а неандертальцы были глупыми. Но ХХй век принес новые находки и немножко сбавил градус ксенофобии в наших оценках. Стало ясно, что объем мозга у них часто был больше нашего, были ритуалы и сложная культура. В апрельском выпуске мы обсуждали с Ричардом Рэнгемом, что сила сапиенсов — в их сотрудничестве, дружелюбии к своим, и огромные группы как результат — и беспощадная агрессия к чужим.
С новым открытием, возможно, надо добавить в картинку еще и наши вирусы. Эволюция этих вирусов в крупных группах шла быстрее, и они быстро стали безобидными (до рака в те времена никто не доживал). А вот для неандертальцев встреча с этими вирусами могла оказаться смертельной, и может быть этот мор внес ключевой вклад в их вымирание.
Вообще, будет очень интересно переписать историю всех культур через призму вирусов, когда это станет возможным.
А вот что тут важно — важно для нас сегодня: получается, что 50000 лет назад мы провели глобальный эксперимент по заражению ДРУГИХ людей нашими вирусами. Сегодня к счастью мы так уже не делаем (примерно с 40х гг, когда тысячи людей были заражены гонореей в порядке эксперимента). Но может ли тот эксперимент принести нам пользу?
Гость второго сезона, нобелевский лауреат Сванте Паабо рассказывает в том выпуске, что неандертальский ген определил вдвое более тяжелое течение ковида, и это убило 200000 человек, которым не повезло оказаться потомками мезальянса каких-то сапиенсов и (пленных?) неандертальцев. Польза: изучая эти кейсы, мы можем узнать что-то важное о том, как убивает ковид, и так искать лечение особо тяжелых случаев.
Новое открытие: аденовирус, герпес, ВПЧ. Все три вируса так и остаются неизлечимыми — ни простуду, ни герпес мы не можем излечить лекарствами. ВПЧ тоже не можем, но хоть есть вакцина, которую мы даем детям до начала половой жизни. Что если наши методы станут настолько изощренными, что мы сможем хакнуть иммунную систему неандертальцев и узнать что-то новое о том, как бороться с этими вирусами?
>>Click here to continue<<
