🔺Ответ на вопрос о том, почему Россия не оказала Ирану прямую военную помощь в ходе последнего конфликта с Израилем, требует учета нескольких ключевых факторов.
1️⃣ Во-первых, Иран не обращался к России с официальным запросом об оказании прямой военной помощи.
Суверенитет является ключевой и основополагающей ценностью с точки зрения руководства Исламской Республики Иран.
Основная идея исламской революции в Иране – положить конец вмешательству иностранных государств во внутренние дела страны.
Присутствие иностранных военных на своей территории воспринимается как демонстрация неспособности защищать суверенитет самостоятельно и ведет к его ущемлению.
2️⃣ Во-вторых, согласно Договору о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, ни одна из сторон не обязана принимать прямое участие в военном конфликте, в который вовлечена другая сторона.
Как указано в документе:
«В случае если одна из сторон подвергнется агрессии, другая не должна оказывать никакой военной или иной помощи агрессору, способствующей продолжению агрессии,
и будет содействовать тому, чтобы возникшие разногласия были урегулированы на основе Устава ООН и других применимых норм международного права».
3️⃣ В-третьих, сравнение договоров о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией с Ираном и с КНДР является в корне неверным.
Ключевое различие между этими документами заключается в характере союзнических обязательств.
Договор, подписанный с Пхеньяном, носит характер безоговорочного военного союза. Он содержит более жесткие и автоматические обязательства сторон по оказанию военной поддержки, чем многие современные аналоги, включая Североатлантический договор 1949 года, учредивший НАТО. В соответствии со статьей 4, стороны прямо, без всяких оговорок про консультации, обязуются оказывать друг другу военную и иную помощь всеми имеющимися средствами.
В современных сложных международных условиях это принципиальное отличие, и основания для него понятны: Россия и Иран имеют значительные расхождения во взглядах на многие международные вопросы, включая ближневосточное урегулирование. Брать на себя обязательства автоматически вступать в любой военный конфликт на стороне Тегерана было бы неоправданным риском.
Большая часть иранских конфликтов лежит вне поля российских интересов, как и большинство российских конфликтов находятся вне поля иранских интересов.
4️⃣ В-четвертых, Россия стремится сохранить конструктивные отношения со всеми участниками конфликта- о чем прямо заявил В. В. Путин. на ПМЭФ.
Эскалация напряженности между Израилем и Ираном во многом связана с политикой нынешнего израильского правительства. Действия израильского руководства, мотивы которых могут быть связаны как с внутренней политикой, так и с вопросами безопасности, привели к обострению конфронтации с Ираном. Россия не хочет становиться участником этого конфликта, но не отказывается от своих обязательств по отношению к Ирану.
Россия готова дальше последовательно отстаивать право Ирана на развитие мирного атома, собственный политический выбор и оказывать противодействие любому деструктивному вмешательству в дела суверенного государства.
تهرانی👉